А.Г.Уржумцев
О ЗНАКОМСТВЕ С Э.Э.ШНОЛЕМ
Совершенно неуместно в этот вечер повторять многократно "я", но эмоции требовались личные, поэтому придётся терпеть. Есть ещё небольшое огорчение : в общих чертах данная история Эммануилу Эльевичу уже известна, хоть и рассказана ему всего лишь несколько месяцев назад. Знал бы – потерпел бы с рассказом до сегодня. Но сделано - сделано; рассказ будет для остальных.
Всё началось так давно, когда ничего ещё не существовало. Имеется в виду – из того, что окажется важнейшим в последущей моей жизни : ни НИВЦа АН СССР, ни факультета ВМК МГУ. Но существовала вся могучая система всесозных олимпиад со всеми ее предварительными ступенями. И вот ранней весной 1970 года команда нашего района поехала на областную физико-математическую олимпиаду в Пермь (это уже много позже выяснится, что Пермь окажется основным поставщиком кадров для будущего НИВЦа : Баранов, Вицев, Зархин, Уржумцев, Уржумцева, Исаев, Шабалина, Юрьева, Щербаков, Стаценко, Лузянина, … – наверняка ещё кого-нибудь забыл). И вот оказывается, что в день, единственно свободный от решения олимпиадных задач, проводится конкурс в какой-то там математический интернат. Правда, приглашаются 8-классники, а не 7-классники. С другой стороны, погода на Урале в это время года к прогулкам не предрасполагает; да и школа, куда нас поселили на эти дни, находится далеко от центра Перми, на Шоссе Космонавтов (которое называется так, потому что оно ведет из Перми в тот самый дремучий лес, где совсем незадолго до того удачно завершилась "первая в мире ручная посадка космического корабля" Беляева и Леонова). Решено – пойду полдня порешаю задачи.
Оказалось, что задачи вполне "решабельные". Все, кроме одной, в которой я вообще не понял, что спрашивают. Надо построить график функции. Функция была что-то вроде |х|+|х+1|, наверное чуть посложнее. Но что такое график – представления у меня были разве что очень приблизительные, а уж как эти графики строить – кто их знает ? И это меня всё очень огорчило. Наступает закрытие Олимпиады. В какой-то момент возникает моя фамилия и мне – конечно, очень счастливому – вручается подарок, книга "Факультативный курс математики для школьников 7-8 классов". Оказывается (потом, когда узнал, что к чему), что это сборник нескольких книжечек Заочной Математической Школы. Среди глав "Факультативного курса" я мгновенно обнаруживаю одну, под названием "Функции и графики". Не буду преувеличивать, говоря, что прочитал её тут же в Перми, это было бы неправдой, но в самые первые дни по возвращению с этими графиками было покончено. И радовало, как всё написано хорошо, просто и понятно. Как водится (и не только в молодости, а уж в молодости – особенно), фамилия автора в лучшем случае забывается, а то и вовсе не читается.
Потом была весна 1978 года. На ВМК появился Юрий Валентинович Баранов, который предлагал выпускникам податься в НИВЦ, в Пущино, на зарплату, являющуюся абсолютным минимумом в списке предлагаемых вариантов. Зато слово "Пущино" к тому времени мне было уже хорошо знакомо; в интернате, в коий я всё же попал, это слово часто – и с восторгом – призносили те, кто проходил через этап летнего лагеря в Пущино (!). Прежде, чем согласиться, я съездил посмотреть на сей город. Симферопольского шоссе ещё не было, поездка заняла весь день. В марте грязи на улицах хватало, но общий энтузиазм ехать в Пущино только вырос. Хоть и предлагалось забыть про диплом у Е.И.Моисеева и про собственные и присоединённые функции (что мне впоследствии удалось успешно сделать), а взамен заняться системным программированием ("ну и что, что не знаю, надо будет – выучу"; но так и не выучил).
В середине августа я появился в Пущино уже окончательно. Из первых впечатлений : все в отпусках - для ознакомительной беседы нет ни директора, ни зам.директора, ни некоего "Шноля" (или "шноля" – на слух с первого раза непонятно; может, это должность такая ?), прямо назавтра – на картошку, из окна комнаты 535 - замечательный вид на лес, в шкафу – штук 20-30 или больше толстенных томов с общим названием "ЯУЗ" (язык управления заданий) – велено "прочитать и изучить", и на столе – список сотрудников НИВЦ АН СССР, тогда всего лишь 71 человек, опять-таки кончавшийся Шнолем (значит всё-таки это не должность). Впрочем, нет, всё же за Шнолем следовала ещё Янсон ! – но с Янсон я уже был знаком, будучи отдан в её распоряжение.
Дальше – больше. В ближайшие же дни началась суета и паника. Оказалось, что приближается пятидесятилетний юбилей всё того же загадочного "Шноля" ! А на лестнице в то время, на подходе к вахте, висел стенд о жизни НИВЦа, и там была фотография в профиль незнакомого ещё мне в НИВЦе человека, про которого я и решил, что это - Шноль. Человек стоял у доски и объяснял какие-то написанные формулы (старожилы НИВЦа должны эту фотографию помнить). И вот, идя с новыми своими коллегами то ли на обед, то ли с обеда, я спросил, верна ли моя догадка. Логика победила, я был прав. И я спросил, а кто он? Ответ был очень простой и неожиданный : "А разве ты не читал книжку "Функции и графики" ?!".
С тех пор – от юбилея до юбилея – было много счастливых моментов общения с Эммануилом Эльевичем в разных городах и странах. И было много других историй. Но закончить мне хотелось бы следущей, которая определенным образом связана с началом рассказа. Л.М.Уржумцева последние годы работает в так называемом Институте Научной и Технической Информации в Нанси. В её обязанность входит просматривать в день по несколько десятков математических статей и классифицировать их по разделам и подразделам математики. И вот однажды вечером Л.М. говорит : "Ну наконец-то мне попалась статья, написанная до того понятно, ну до того "прозрачно", что не только классифицировать было легко и мгновенно, но и просто подержать в руках было приятно, и почитать хотелось. Статья переводная, у статьи два автора, один из Екатеринбурга, а второй из Пущино; сам догадайся – кто".
А. Уржумцев
29.09.2003, Нанси